Главная » ЭКОНОМИКА » Что стоит за заморозкой цен на топливо: бензиновый армрестлинг

Что стоит за заморозкой цен на топливо: бензиновый армрестлинг

Ценами на бензин управляют в ручном режиме

Правительство заранее подготовило населению подарок к Новогодним праздникам — договорилось с нефтяниками о «заморозке» цен на отечественных заправках. Долгожданное соглашение было заключено на очередной и далеко не первой встрече вице-премьера Дмитрия Козака и главы Минэнерго Александра Новака со всеми сырьевые производителями России. Участвовали не только крупные нефтяные воротилы, но и владельцы мелких сетей АЗС. «Мы зафиксировали оптовые цены, они взяли на себя обязательства», — отчитался Козак.

фото: Кирилл Искольдский

Можно праздновать победу, хлопать в ладоши и бить в барабаны. Бензин, стоимость которого заложена во все основные потребительские товары, перестанет разгонять инфляцию. Более того, и в 2019 году нефтяники обещают не увеличивать топливные цены выше среднего уровня подорожания товаров.

Административная часть будет реализована в сжатые сроки. Юридическое оформление сделки, которое потребуется для урегулирования корпоративных процедур, займет всего сутки. Соглашение вступило в силу с 1 ноября, а его срок действия продлится до 31 марта 2019 года. «При необходимости оно может быть продлено», — подчеркнул Козак.

Детали соглашения о заморозке цен заключаются в следующем. Производители топлива снижают оптовые цены до летнего уровня, а в будущем наращивают поставки горючего на внутренний рынок и обязуются продавать бензин розничным сетям АЗС лишь на 3% дороже, чем в прошлом году.

Нефтяники тоже не остаются в обиде. Государство вернет им 200 млрд рублей экспортной премии — возможных доходов, которые компании могли получить, наращивая поставки за рубеж. Раньше правительство обещало отдать только 120 млрд. Также забыта угроза введения заградительных пошлин на продажу горючего за границу. Этой мерой премьер Медведев пугал нефтяников в случае их несговорчивости — ведь фискальные сборы, в случае принятия таких пошлин, могли вырасти втрое.

Похоже, все довольны. И государство, так как, до конца марта 2019 года может не беспокоиться о скандалах на топливном рынке. И нефтяники, ведь им не только вернут 100% экспортной премии, но и перестанут грозить заградительными пошлинами. И даже население может расслабиться — цены на топливо останутся стабильными, по крайней мере, на пару ближайших месяцев.

Правда, остаются несколько вопросов. Причем, как раз со стороны тех, кому ежедневно приходится заправлять своих железных коней. Если разложить соглашение нефтяников и государства по полочкам, то получится, что оно, во-первых, касается только оптового сегмента. Другими словами, продажи топлива перерабатывающими компаниями, входящими в состав крупных сырьевых концернов, розничным заправочным комплексам станут дешевле. АЗС, в том числе независимые торговцы, которые владеют 60% отечественных заправок, повысят рентабельность. Однако говорить о том, что они снизят или будут хотя бы фиксировать отпускные цены, преждевременно. Розничных торговцев не касаются экспортные разборки чиновников и нефтяников. А вот акцизы на бензин, которые с начала 2019 года правительство собирается увеличить в 1,5 раза, их затрагивают напрямую.

Что такое акциз? То же самое, что таможенная пошлина, только платить ее приходится за продаваемые товары внутри страны. Никто не гарантирует, что, получив послабление по оптовым ценам и столкнувшись с резким влетом фискальных ставок, владельцы АСЗ пойдут навстречу конечным потребителям и будут удерживать цены на стабильном уровне.

Во-вторых, с начала года, в апреле-мае, розничные цены бензина и дизеля выросли более чем на 10%. Литр АИ-95 подорожал с 40 до 45,8 рублей. Это выше инфляции более чем вдвое. За прошедшее время население успело изрядно потратиться. Если нефтяникам государство согласилось полностью выплатить экспортную премию, то рядовым российским обладателям автомобилей никто возвращать деньги не собирается.

В-третьих. Если все юридические детали соглашения о заморозке цен на бензин можно урегулировать за один день, то почему правительству потребовалось полгода на переговоры с нефтяными компаниями, понадобилось грозить заградительными пошлинами, а также вводить и отменять другие налоговые санкции? И вообще, почему для налаживания отношений с сырьевыми гигантами и розничными торговцами требуются постоянные закрытые встречи, ультиматумы с обеих сторон (ходят слухи, что в обмен на заморозку стоимости горючего нефтяники требовали повысить расценки на бензин сразу на 5 рублей за литр)?

Как заявил Козак за неделю до окончательной договоренности с производителями, «власти откажутся от ручного управления» ценами на нефть и нефтепродукты. Но вся эта бензиновая эпопея свидетельствует: самая доходная отрасль российской экономики по-прежнему управляется в ручном режиме, и никто от него отказываться не собирается. Можем даже предсказать: либо с начала 2019 года, когда вступят в силу новые акцизы. Либо с марта. Когда истечет срок нынешнего соглашения, цены на заправках опять подскочат и все вернется на круги своя: совещания у Козака, угрозы Медведева, жалобы Путину. Словом, у правительства руки по локоть в бензине…

Источник

Оставить комментарий